Вы здесь

Музей ПАО «ХАРТРОН»

Музей ПАО «ХАРТРОН» создавался энтузиастами-ветеранами предприятия в конце 80-х годов. Они по крупицам собирали материалы об этапных образцах продукции и истории развития некогда засекреченного предприятия.
История нашего предприятия, по сути, стала отражением истории  становления и достижений всей ракетно-космической отрасли СССР и Украины и представлена в трех экспозициях нашего музея, а на сайте виртульным туром по музею ПАО «ХАРТРОН».
 
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ ЭКСПОЗИЦИИ посвящен истории ПАО «ХАРТРОН».Панорма

 

ОКБ-692, предприятие а/я 67, КБЭ, НПО «Электроприбор», НПО «Хартрон», ОАО «Хартрон», ПАО «ХАРТРОН» было создано в апреле 1959 года для разработки систем управления ракет.
Инициатором организации предприятия был главный конструктор Михаил Кузьмич Янгель, который в Днепропетровске на «Автозаводе» (ныне ГП «ПО «Южный машиностроительный завод» начинал разработку баллистических ракет тандемной сборки с использованием двигателей на высококипящих компонентах топлива.
ОКБ-692 было поручено создание автономной СУ без радиокоррекции, что, по тем временам, было трудновыполнимой технической задачей.
За заслуги в создании и производстве новой техники предприятие награждено орденом Красного Знамени (1966г.) и орденом Ленина (1976г.).
Во времена СССР орденами и медалями было отмечено более тысячи сотрудников предприятия.
На предприятии работало 10 лауреатов Ленинской премии, два Героя социалистического труда (причем главный конструктор В.Г.Сергеев был удостоен этой награды дважды),  два Героя Советского Союза – участника Великой Отечественной войны, 36 лауреатов Государственных премий СССР и УССР.
Изначально новое предприятие создавалось из сотрудников СКБ «Коммунар» и завода им. Шевченко.
Группу сотрудников Коммунара возглавлял Абрам Маркович Гинзбург. Это были высококлассные специалисты, имевшие опыт разработки системы управления  первой  ракеты Янгеля среднего радиуса действия Р-12.
Первым начальником и главным конструктором предприятия был назначен Борис Михайлович Коноплев. Практически за год под его руководством была разработана система управления первой стратегической ракеты Янгеля Р-16. Трагическое событие – катастрофа ракеты во время натурных испытаний 24 октября 1960 года оборвала его жизнь. Погибли  также начальник отдела И.А.Рубанов и старший инженер М.И.Жигачев.
Похоронены они на Харьковском городском кладбище №1.
 В честь Б.М.Коноплева назван кратер на поверхности Луны.
Новым начальником и главным конструктором предприятия назначили Владимира Григорьевича Сергеева, бывшего начальника лаборатории НИИ-885. Он возглавлял организацию до 1986 года. Под его руководством она превратилась в мощное научно-производственное объединение, создавшее высокоточные и надежные системы управления выдающихся образцов ракетно-космической техники. Вершиной его творческих и организаторских достижений была разработка системы управления ракеты-носителя «Энергия» - самого мощного носителя своего времени.
С 1986г. предприятием руководил А.Г.Андрущенко, а с 1989г. - Я.Е.Айзенберг.
В 2002 году Председателем правления ОАО «Хартрон» был избран Николай Иванович Вахно, который руководит нашей организацией до настоящего времени.

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ ЭКСПОЗИЦИИ. ИЗДЕЛИЯ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ.
Ракетно-космическое направления работ в настоящее время сосредоточено в научно-производственных предприятиях ХАРТРОН-АРКОС и ХАРТРОН-ЮКОМ. Во Времена СССР это направление было основным для всего предприятия.
В экспозиции представлены информация по основным моделям  межконтинентальных баллистических ракет, СУ на которые разрабатывало наше предприятие.
Вторым важным направлением деятельности предприятия по ракетно-космической тематике является разработка СУ для космических РН  и космических аппаратов.
Высочайшим достижением коллектива является создание системы управления РН «Энергия» (11К25). Этот уникальный объект не имел аналогов и создавался с «нуля». При стартовом весе около 2400 тонн ракета могла вывести на орбиту объект весом до 100 тонн. Четыре блока первой ступени были многоразовыми. Их мягкая посадка также была одной из задач нашей системы управления. Об уникальности работ достаточно сказать, что задачи управления решались сложным комплексом из 13 бортовых и наземных вычислительных машин. Общий вес бортовой СУ с учетом кабельной сети составлял около 9 тонн. Особую важность имело требование высочайшей надежности работы СУ, парирования неисправностей кислородно-водородных двигателей ракеты.
Из всех РН, созданных в СССР, почти половину составляют ракеты с нашими системами управления.
Ещё в начале шестидесятых годов предприятие начало работы по СУ космических объектов.
Особую важность для ХАРТРОНА имела разработка в конце 60-ых годов СУ транспортного корабля снабжения (ТКС) орбитального комплекса «Алмаз» генерального конструктора В.Н.Челомея.
Впервые в СУ для изделий подобного класса была применена БЦВМ. И если на первом изделии цифровая система управления ещё дублировалась аналоговым контуром, то в дальнейшем все СУ проектировались только цифровыми. Надо отметить, что уникальность задач, решаемых системами управления ХАРТРОНА, потребовало и соответствующих аппаратных решений. На ХАРТРОНЕ были созданы несколько поколений собственных бортовых вычислительных машин. Создатели первых БЦВМ  за свои разработки были удостоены Ленинской премии.
 По сути была создана базовая структура, послужившая основой для управления многими объектами в космосе. Управление 20-тонными тяжелыми космическими аппаратами включало совершенно уникальную задачу автоматического сближения и стыковки «грузовика» с орбитальной станцией.
Впервые ТКС  («Космос-929») был запущен в 1977 году. Далее были полеты с орбитальными станциями Салют («Космос-1267» в 1981 году, «Космос-1443» в 1983 году, «Космос-1686» в 1985 году). Дальнейшее развитие этого аппарата привело к созданию транспортных кораблей модульных с научным оборудованием. ТКМ «Квант», «Квант-2», Кристалл», «Спектр», «Природа», запущенные в период с 1987 по 1996 годы, выполняли важные научные и народнохозяйственные задачи в составе орбитального комплекса «Мир». Последний запущенный функционально-грузовой блок ФГБ «Заря» из серии транспортных кораблей в 1998г стал первым блоком международной космической станции «Альфа».
В Украине продолжаются разработки систем управления космических аппаратов.
Системы управления разработки ХАРТРОНА работают на высокоорбитальных научных  спутниках серии СПЕКТР. Мы сделали СУ первого украинского спутника «Січ-1» (1996г.),  микроспутников «EgyptSat-1», «Січ-2» и многих других КА.
Ранее наработанный инженерный опыт и научный потенциал в области цифровых технологий и вычислительной техники позволяют нам  в настоящее время создавать  надежные системы управления и безопасности для объектов энергетики, транспорта, промышленности.
В экспозиции представлены стенды и приборы научно-производственных предприятий ХАРТРОН-ПЛАНТ, ХАРТРОН-ЭНЕРГО, ХАРТРОН-ЭКСПРЕСС, ХАРТРОН-ИНКОР, ВЕСТРОН
Основными достижениями по гражданской тематике в сфере высоких технологий являются разработка и поставка систем автоматизированного контроля и диагностики электрооборудования для пассажирских вагонов; системы противопожарной сигнализации; разработка и поставка унифицированных комплексов технических средств диагностики для атомных электростанций; разработка и поставка автоматизированных систем управления, важных для безопасной работы атомных электростанций; разработка и производство систем релейной защиты и автоматики энергообъектов в диапазоне 6-750 Кв.
Накопленный научно-технический потенциал предприятия Хартрона  используют для реализации масштабных проектов для атомных и тепловых электростанций, различных объектов энергетики, железнодорожного транспорта, нефтегазового комплекса, сельхозмашиностроения и других отраслей, что составляет 70 % от общего объема выполняемых работ.
В процессе создания этих систем мы решаем научно-технические проблемы на уровне мировых достижений, обеспечиваем высочайшее качество и надежность.
Благодаря компетентности и самоотверженному труду наши специалисты завоевали высокий авторитет не только в родном Отечестве, но и во всем мире.
 
ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ ЭКСПОЗИЦИИ. АППАРАТУРА СУ.
В экспозиции представлены три поколения аппаратуры разработки ПАО «ХАРТРОН»:
- аналоговая аппаратура конца пятидесятых – начала шестидесятых годов;
- аналоговая аппаратура со счетно-решающими приборами  1962-1966 г.г.;
- цифровые системы с использованием вычислительных машин собственной
  разработки  (с 1969г.).
Аналоговая аппаратура (8К64, 11К63, 8К67) строилась на  элементной базе с использованием магнитных усилителей, шаговых двигателей, полупроводниковых приборов, сильноточных дистанционных переключателей и слаботочных реле.
В аппаратуре впервые применены малогабаритные электрические соединители и малогабаритный высокопрочный монтажный провод.
Аппаратура компоновалась в герметичных унифицированных корпусах и многократно дублировалась для повышения надежности.
Аппаратура второго поколения (11К65, 8К69, 8К68) была переходной перед созданием цифровых СУ.
При сохранении аналоговых и электромеханических временных устройств, для части подсистем были применены СРП с многослойными печатными платами и модулями на дискретных электрорадиоэлементах.
Аппаратура третьего поколения (15А14, 15А30, 15А18, 15А35, 15А18М, 11К25). Разработка цифровых СУ с использованием БЦВМ начиналась в конце шестидесятых годов параллельно с созданием интегральных микросхем (ИС). Были разработаны согласующие модули (гибридные микромодули и гибридные тонкопленочные микросхемы), в несколько раз повысили плотность монтажа МПП.
Для ОЗУ применили магнитные накопители на ферритовых пластинах. ПЗУ собирались на П-образных ферритовых сердечниках.
Развитие СУ для последующих изделий базировалось на применении более совершенной элементной базы, использовании интегральных микросхем среднего (СИС), большого (БИС) и сверхбольшого (СБИС) уровня интегральности, применения специальных БИС для электронных накопителей памяти ОЗУ и ПЗУ, миниатюрных коммутирующих элементов и электрических соединителей.
для повышения надежности БЦВМ применено мажоритирование электроэлементов на низком уровне, что обеспечило возможность непрерывной работы машины в течение длительного времени с накоплением отказов без потери функциональности.
В экспозиции представлены образцы БЦВМ, другой аппаратуры разработки ХАРТРОНА, в которых и были реализованы великолепные технические решения нескольких поколений ученых и инженеров предприятия.